ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
АММА - ВНУТРНЕННИЙ СТЕРЖЕНЬ ДЕВИПУРАМА

По мере того как развитие Девипурама поглощало всё больше времени Гуруджи, его жена Аннапурна, более известная многим как просто Амма, старалась поддерживать стабильность и нормальность их совместной жизни. И эта задача неимоверно усложнилась когда Гуруджи перенес их резиденцию из фамильного дома в Визаге в ашрам в Девипураме.

 

В последующие годы она постоянно пребывала там, встречая посетителей и общаясь с ними, заботясь об их размещении и комфорте (например, уменьшая уровень остроты и пряности пищи в столовой ашрама для тех, кому не под силу была традиционная кухня Андхры). Она была везде и со всеми, но в то же время оставалась загадкой. Харан Айя рассказывал: «Пока вы не узнавали ее достаточно хорошо, вы никак не могли составить представления о ней – кусочек там, словечко тут – вот и все что можно была увидеть внешне».

 

Нередко можно было услышать дебаты между учениками или посетителями ашрама о ее роли в жизни и трудах Гуруджи. «Амма очень сложна для понимания», - говорила Сатьявати домохозяйка из Мумбая, которая подружилась с Аммой в середине 80-х и оставалась близкой подругой в течение более чем 30 лет. «Мы должны понять, что она была сопереживанием Гуруджи и Силой, стоявшей за ним».

 

Ахалья Арасаратнам, бизнес-леди из Торонто соглашается и добавляет: «Гуруджи много раз называл Амму своим Гуру  - Силой, Шакти, стоящей за ним и помогающей ему. Без нее не было был жизни».

 

Безусловно, рассказ о жизни Гуруджи не был бы полным без освещения бесценного вклада Аммы. «Весь Девипурам, все нормальная жизнь и работа ашрама зависели от нее», - рассказывал один из членов команды Девипурама, пожелавший остаться неизвестным. «Если Гуруджи был живой Силой Девипурама, то Гуруджи Амма была его хребтом, его стержнем».

 

 

«Она никогда не училась на бухгалтера или менеджера. Она просто делала все так как она это понимала. Она заняла позицию, где она должна была этим заниматься». Так бывало в Девипураме, когда сестра Гуруджи стала выполнять там обязанности священника, деревенские женщины, не обладавшие особыми навыками, стали строителями храма, а Гуруджи стал архитектором.

 

 

Те, кто хорошо знал ее, говорили, что основная роль Аммы в жизни Гуруджи была ответственность за связывание с реальностью его идеалистических мечтаний. И если Гуруджи был педалью акселератора,  всегда устремляясь вперед к новым проектам и инициативам, то Амма была то педалью сцепления, то педалью тормоза, сохраняя связь с реальностью и бюджетом. Как рассказывала их дочь Радха: «Амма всегда старалась получить наилучший результат из имеющихся ресурсов при минимуме потерь. Она изо всех сил стремилась поддерживать гармонию, которая позволяла Гуруджи сосредоточиться на главном деле жизни».

 

По рассказам другой их дочери Ананталакшми: «Много раз Гуруджи замышлял грандиозные планы. Каждый раз Амма проходила как бы через трехслойный процесс, принятия плана. Во-первых, если план был слишком амбициозен или для него еще не пришло время, то она сообщала об этом Гуруджи обязательно один на один. На второй стадии Амма ожидала результатов медитации Гуруджи – последует ли ответ: «Богиня позаботится об этом», как бывало уже не раз. И если такой ответ был получен, то она переходила к третьей фазе – удалялась в бэк-офис для детального планирования. Ее никогда не пугали многочисленные препятствия, она старалась встретить мудро. Гуру джи знал это и всегда мог на нее положиться».

 

То же инь-ян качество, которое было заметно в ранних годах их жизни, в Девипураме проявилось в полной мере. Даже посетители, приезжавшие в Девипурам только на один день, быстро понимали, что Амма самый неустанный страж Гуруджи…

 

...

 

Любовь и уважение Аммы к Гуруджи была полностью взаимной. Хотя в большинстве моментов жизни Амма оставалась незаметной и кому-то могло показаться, что и недооцененной, но периодически эта большая любовь проявлялась в общественных ритуалах, когда в дни рождения Аммы Гуруджи проводил пуджу ей как воплощению Богини. В конце 80-х Алок принимал участие в праздновании годовщины их свадьбы, когда Гуруджи провозгласил, что совершает пуджу для живой Богини, своей любимой жены.

 

...

 

«И это был момент, когда я понял, как глубоко духовен может быть брак. Гуруджи однажды упоминал в беседе со мной, что цель его жизни – показать что духовность и мирская жизнь могут сосуществовать, и не только сосуществовать, но и усиливать друг друга и создавать нечто большее».

 

 

 

 

Молодой ученый Прахлада Шастри с супругой Аннапурной

 

 

Гуруджи и Амма в конце 80-х

 

 

Гуруджи Шри Амритананданатха Сарасвати, и его Шакти - Шримати Аннапурнамба ("Гуру Амма")