ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ДИСКРИМИНАЦИЯ В КОРЮ

Статья Элиса Амдура. "Вопрос о "дискриминации" в японских боевых традициях". Оригинал статьи здесь в блоге kogenbudo

 

Перевод Сергея Бабкина

 

Эллис Амдур. Ellis Amdur преподает японские боевые искусства в Сиэтле с 1989 года. Обладатель лицензии сихан и окудэн мокуроку в Тода-ха Буко-рю и лицензии инкадзё в Араки-рю. Он написал книги «Поединок с О-Сэнсеем: Борьба с мифом Воина Святого мудреца» (Duelling with O-Sensey: Grappling with the Myth of the Warrior Sage) и «Старые школы: эссе о японских воинских традициях» (Old School: Essays on Japanese Martial Traditions) «Сокрытое на виду» (Hidden in a Plain Sight) и других интересных книг (прим. пер. – на русский язык эти книги полностью не переводились – есть только переводы отдельных статей и глав книг, сделанные мной и другими энтузиастами. Например, «Реконструкция и инновация в традиции») Основатель компании Edgework, которая проводит тренинги по решению конфликтных ситуаций. Информацию о его тренировках и книгах можно найти на его сайтах: www.edgework.info, www.todahabukoryu.org, arakiryu.com

 

 

 

Некоторое время назад мне прислали ряд связанных между собой вопросов по лицензированию и правопреемству в корю:

 

Что вы думаете о школах корю, которые преимущественно выдают только одну лицензию Менкё Кайдэн (menkyō kaiden), по существу объявляя этого человека соке (sōke)? Будет ли это означать, что остальным старшим практикам не разрешается преподавать или открывать свою собственную школу, поскольку они не достигли самой высокой возможной лицензии на преподавание?

 

Что вы думаете о тех людях, кто остается в школе в течение десятилетий, даже если они никогда не получат полную лицензию на преподавание, или как насчет других школ, которые могут занять у человека тридцать, сорок или пятьдесят лет, чтобы получить лицензию? Разве это справедливо по отношению к практикующему в одной из этих школ, который, даже если он уже изучил и освоил все, что нужно знать, лишён права на преподавание? В то же время они не могут отделиться, потому что они потеряли бы легитимность или признание быть сертифицированным инструктором?

 

А как насчёт тех, кто сталкивается с дискриминацией в отношении них как иностранцев, независимо от того, открыто она проявляется или нет? В других случаях есть явный фаворитизм, либо к члену семьи, либо к кому–то, кто играет в политические игры школы–только японцы–или люди, которые нравятся соке или сихану, - когда-либо получают повышение. А что вы думаете по этому поводу?

 

В дальнейшем я обращаюсь к этим вопросам так, как будто говорю с кем-то конкретным: “вы.”  Я не имею в виду человека, который задавал эти вопросы, которого, честно говоря, я не помню (прошло уже три года с тех пор, как я получил эти вопросы). Это всего лишь риторический прием.

 

Определение.

 

Во-первых, сокэ (宗家 "глава дома/семьи") может не быть Мэнкё Кайдэн. Он или она может даже не практиковать боевые искусства. Сокэ-это прямой преемник семейного предприятия. Строго говоря, он или она должен быть членом этой семьи, либо по крови, либо по усыновлению; однако в некоторых рюха, особенно в наше время, это псевдо-семейность (нет никаких реальных семейных отношений вообще). В этом смысле термин размылся от своего первоначального значения во многих рюха до общего термина, означающего "директор школы".

 

Menkyō kaiden (免許皆伝) - это "лицензия на полное овладение" учебной программой. Этот термин ничего не означает вне конкретной рюха, поскольку другая рюха или даже другой преподаватель той же школы могут иметь в виду другие критерии для такого достижения. Кроме того, многие рюха используют другие термины для того же самого достижения. Это абстрактное понятие—нет никаких конкретных тестов, которые нужно пройти, чтобы получить такое признание. Кроме того, сам термин "мастерство" чреват, поскольку какой уважаемый человек будет претендовать на него для себя, и может ли другой человек действительно оценить "мастерство" человека в любом случае.  Это должно означать, что индивид овладел не только физическими приемами, но и тем, что делает школу уникальной: её сущностным характером, так сказать. Во многих школах существовала клятва крови, что нельзя участвовать в дуэлях до получения Мэнкё Кайдэн или его эквивалента-подразумевается, конечно, что каждый, кто получает это звание, является образцовым бойцом, который должен выиграть свои сражения и никогда не позорить рюха. 

 

Кроме того, это считается лицензией на преподавание в некоторых школах, с разрешением создать свой собственный додзе, или в некоторых случаях свою собственную линию. Однако в других школах также необходимо получить специальную лицензию на преподавание, такую как Сихан Мэндзё (師範免状), чтобы иметь право преподавать. Другими словами, вы можете быть лучшим по технике в школе, но вам нельзя доверять, чтобы передать эту традицию другим.

 

Во многих традициях не было Сокэ; просто один или несколько Сиханов, каждый из которых обладал властью учить и передавать рюха по своему усмотрению. В других школах есть и Сокэ, и Сихан. Когда Сокэ не учит (или в некоторых случаях не вполне сведущ в традиции), среди сиханов может быть один, который обозначается как сихан-кэ (師範家), "сихан дома", ответственный за поддержание линии в домашнем додзё Сокэ. Другие Сиханы могут преподавать в другом месте. До Нового времени, когда членство и охват различных рюха были намного шире, Сихан часто имел полное разрешение преподавать и передавать свою собственную линию в разных местах – они были действительно независимы. В других школах, как уже упоминал первый вопрошающий, есть только один учитель, независимо от того, называют ли его Сокэ или нет.

 

Чаще всего соке функционирует как "центр тяжести", а не как "голова". Тода-ха Буко-Рю (田田田) является примером этого: в настоящее время мы сосредоточены вокруг нашего сокэ-даири (宗家代理) Кента Соренсена (также обладателя сихан мэндзё), и у нас есть, кроме того, пять сиханов, каждый из которых ведёт независимое додзё. Есть определенные аспекты, в которых слово или решение Соренсена-сенсея направит нас всех. В большинстве других случаев мы независимы.

 

Корю-это Герметичные, Замкнутые Системы

 

Каждая корю выжила, сохранив себя как "замкнутую" сущность. Под этим я подразумеваю, что она ограничена не только теми боевыми приемами, которые она практикует, но и своими традициями, включая структуру руководства, которая позволяет ей передаваться из поколения в поколение. Люди ошибаются, полагая, что это означает, что рюха была совершенно неизменной в течение сотен лет, хотя так утверждают представители многих корю. На самом деле каждое поколение меняется, но утверждает, что оно вообще не изменилось (и это может включать в себя структуру лидерства!). Просмотр фильмов Тэнсинё-дэн Катори Синто-рю (Tenshinshō-den Katori Shintō-ryū 天真正伝香取神道流), начиная с 1930 года и до настоящего времени, показывает поразительный диапазон интерпретаций одной и той же ката. Просмотр различных веб-сайтов этой школы показывает, что за последние несколько лет произошли радикальные изменения в административной и политической структуре, изменения, которые десять лет назад были невообразимы для большинства людей.

 

Помимо этого, многие рюха радикально изменяли ката, даже добавляли ката и новые наборы оружия в свою учебную программу на протяжении всей своей истории. Чтобы привести один пример, одна линия Ягю Синган-рю (Yagyū Shingan-ryū 柳生心眼流) добавила раздел ката с нагинатой в свою учебную программу в течение 20-го века, используя сохранившиеся в их школе ката бо-дзюцу в качестве шаблона. Тем не менее, консерватизм-это идеология, необходимая для выживания этих образований, к лучшему или к худшему. Если автократическая, линейная преемственность, цепляясь за руководство одной семьи (или "виртуального" потомка семьи) и подавляя других  - отстраняя их от обучения, независимо или в рамках додзе, независимо от того, компетентны ли эти соке или сиханы или нет, является способом передачи, то так тому и быть. Без этого сегодня не было бы корю – доказательством тому является недостаток сохранившихся европейских боевых традиций, которые вымерли, потому что у них не было ничего похожего на метод передачи корю из поколения в поколение. Если вы не знаете этого, вступая в школу корю, если у вас нет никакого дела до вступления в первую очередь – вы не подходите в качестве члена. Если ваше отношение при вступлении в школу таково: "подождите, пока я не получу некоторую власть – тогда я внесу некоторые изменения", то вы представляете угрозу для выживания самого корю. Это все равно что вступить в брак, думая: "этот человек так удивительно уникален! Таких, как он/она, больше нет, и именно поэтому меня так тянет к ней/нему. Моя миссия состоит в том, чтобы уничтожить все это и сделать его/её кем-то удобным для меня и моих пристрастий.” По большому счету, я считаю, что такие автократические структуры-это хорошо. Как уже говорилось выше, благодаря этому спасается то, что иначе было бы потеряно. Более того, некоторые люди учатся смирению через подчинение—просто потому, что они чего-то хотят, это ещё не значит, что они это получат. Благодаря этому процессу они учатся продуктивно функционировать в группе.

 

Что мы должны делать с теми, кто тренируется, зная, что они никогда не получат лицензию, потому что так устроена система, из-за предрассудков учителя, или кто "ждет" сорок-пятьдесят лет, несмотря на освоение учебной программы. И что же тогда? Во-первых, является ли метрика ценности этого человека, присущая ему самому или группе, их собственным восприятием самих себя?  Есть два способа оценить вашу компетентность. Первый - это тот, который принадлежит рюха, воплощенный главным инструктором/ами, который судит о том, что он или она считает наилучшим для выживания школы. Вы можете думать, что вы компетентны, но, возможно, это не так. Возможно, вы упускаете что-то глубокое, существенное понимание физических или психологических принципов, которое устанавливает, что вы на самом деле не воплощаете школу (прочитайте о Комагава Тародзаэмоне из Комагава Кайшин-Рю для примера). С другой стороны, вы можете быть не так хороши, как думаете; вы можете быть ужасно некомпетентны—"физический идиот". (Кстати, я слишком часто сталкивался с этим-неправильным восприятием своего мастерства, которое приближается к заблуждению, слишком распространенному в школах, где нет "живого обучения"). Или же вы можете быть физически блестящи, но иметь недостатки характера или другие недостатки, которые сделают вас причиняющим ущерб для школы, по крайней мере, в том, что касается вашего учителя.

 

Или же вы можете быть замечательным мастером боевых искусств и достойным человеком. Что произойдет, если вы-горячий, независимый, сильный молодой стажер? Пожалуйста, прочтите главу о Хонма Нен-Рю (本間念流) в моей книге "Старая школа" (Old School) или мою главу об Укэй Като из Кито-Рю в книге "Сокрытое на виду" (Hidden in Plain Sight), чтобы найти примеры того, как боевая традиция может воздать должное таким могущественным личностям, которые по разным причинам считаются не подходящими для того, чтобы преуспеть в руководстве школой. В этих главах описываются ситуации, которые исторически складывались удачно. На самом деле есть несколько вариантов, чтобы найти способ удержать таких людей в орбите школы как планеты с особой гравитацией, даже если они не подходят для определенного ранга или ответственного положения в школе.

 

Но что делать, если такое "приспособление" не может быть сделано или даже не будет предпринята попытка? Первая альтернатива-это быть озлобленным, жалующимся человеком, который сосредоточивает свою жизнь вокруг своей законной обиды. Независимо от того, насколько они искусны, их присутствие разрушительно для рюха—и это верно, даже если при теоретически лучшем руководстве они будут должным образом признаны и все выиграют. С другой стороны, возможно, они и правы, но это нисколько не меняет ситуацию.  В таких случаях проблема может быть в конечном счете решена, когда такой просиходит изгнание человека из школы, процедура известная как хамон (破門). В других случаях человек остается, застряв на годы, возможно, на всю жизнь.

 

Второй альтернативой было бы принять свое положение и жить достойно. В качестве аналогичного примера рассмотрим неидеальный брак. Одна или обе стороны привержены браку по любой причине, и они решают жить с другим человеком с таким уважением и достоинством, как только могут. Они могут представить себе другую жизнь, но они выбирают эту. В этом случае вы проявляете терпение-добродетель, необычная в наше время. Вы не только терпите, но и делаете это без жалоб и горечи. Откровенно говоря, это идеальное воплощение в микрокосме одной из основных целей боевой подготовки–встретиться лицом к лицу с реальностью, что однажды ты умрешь. Вы учитесь через процесс терпения жить с целостностью, несмотря на то, что вещи вам не нравятся. Если вы можете хорошо жить со смертью, неизбежно ожидающей вас, тогда, возможно, вы можете тренироваться ради самой тренировки, даже если это неизбежно, что вы не получите то, что считаете своим по праву.

 

Третья альтернатива - полностью уйти из школы, возможно, присоединиться к другой фракции или даже к другой школе и начать все сначала. Некоторые люди вообще бросают обучение Будо.  Это может быть поверхностный поступок: уход в первую же трудную минуту. Это также может быть образцовым выбором. Вы нашли не ту школу, не того учителя, и там, так сказать, за соседним холмом, есть школа, которая лучше подходит вам–и вы лучше подходите для нее.

 

Идти Своим Путём.

 

Четвёртая альтернатива-идти своим путём, что происходило с поразительной частотой на протяжении всей японской истории, несмотря на столь часто утверждаемую фантастику "верен на всю жизнь, верен до самой смерти". Традиционно говоря, такой отделившийся "молодой лев", возможно, образует свою собственную ветвь рюха, называемую бунпа (分派) или даже совершенно новую школу.  Как указывалось выше, это могло быть сделано по взаимному согласию между учителем и учеником, или это могло быть, в некотором смысле, своего рода восстание. Это маловероятно в наше время и может показаться вполне оксюмороном: формирование "новой архаичной боевой традиции".- Однако если вы считаете себя достаточно сильным и знающим, чтобы сделать такое заявление, и чувствуете, что вам "не хватает дыхания", что вы "зажаты в тесное Прокрустово ложе", тогда встаньте на защиту результатов— будь то насмешки, вызовы или что—то подобное-и заслужите свое место. Я знаком с целым рядом ситуаций, подобных этой в наше время: отколовшаяся бунпа, которую директор школы—или даже большая община корю - не признает и не принимает. Это редко бывает гладким процессом. Я полностью понимаю обе точки зрения: точку зрения основной школы, которая может рассматривать человека, отколовшегося от нее, как предателя или еще хужё, а также точку зрения "молодого льва" (иногда не очень молодого), подавленного недостатками характера учителя или институциональной структурой рюха.  Я часто оказываюсь в симпатии к обеим сторонам.

 

Я также встречал людей, которые были явно некомпетентны в том или ином отношении или не обладали хорошим характером. Есть веские причины, по которым у них никогда не было лицензии на преподавание, и они передают свои недостатки своим ученикам. В более жёстокое, варварское время это корректировалось само собой. Их ученики погибнут в битвах, а сам учитель может быть уничтожен или посрамлен на дуэли. В наши дни, без таких проблем, они прекрасно справляются: некоторые даже процветают, с большим количеством студентов, как в Японии, так и за рубежом. Однако, как выразился один из моих учителей, беспокоиться об их учениках-пустая трата энергии. Они нашли учителя, который подходил им; иначе они не стали бы учиться у него.

 

Кстати, те, кто решает создать "нео-корю" в наше время, в комплекте с новыми ката, почти всегда придумывают что-то абсурдное. Одна из причин заключается в том, что тип человека, который намеревается сделать это, часто является фантазером, ролевым игроком в жизни или кем-то, кто обладает грандиозным чувством собственного гения. Даже если человек, который делает это, не настолько неадекватен, лишь немногие из них опираются на общее знание, необходимое для создания истинной рюха, чего-то гораздо более глубокого и всеобъемлющего, чем набор физических ката.  Суть истинного корю заключается в понимании человеческого разума в смертельном рукопашном бою, а также в наборе психофизических и духовных учений (ката), которые создают особый тип человека, обладающего "операционной системой", влияющей на его жизнь двадцать четыре часа в сутки. Одно дело (чрезвычайно трудное "одно") - научиться, даже овладеть традицией, не говоря уже о том, чтобы отколоться от своей собственной интерпретации; совсем другое-создать нечто глубокое и отличное, равное корю, выдержавшему испытание временем.

 

Вступление в школу, чтобы стать учителем корю: коррумпированное честолюбие

 

Однако все, что я написал, несколько второстепенно по отношению к другой проблеме, которую я заметил в первоначальных запросах. Любой, кто присоединяется к корю с честолюбивой целью стать учителем корю, - это не тот человек, которого я хотел бы учить. И  я думаю, что это будет так же для большинства тех, кто несет ответственность за выживание своей боевой традиции. Как можно иметь честолюбие учить тому, чего они не понимают? Далеко за пределами достижения физических навыков я говорю о сути боевой традиции, которая делает человека, например, мужчиной или женщиной Мухи Мутэки-Рю. В данном случае это традиция шеста, возникшая в сельской глубинке и воплощающая в себе некую грубую жестокость обнищавших крестьян, которые бросаются на острия копий, чтобы ударить вас палкой по голове, а если они выживают, получают скудную награду. Что нужно вам, привилегированному аутсайдеру, чтобы по-настоящему понять боевую культуру людей, которые в основном выживали, погружаясь по пояс в грязь и человеческие экскременты, используемые для удобрения, облагаемые налогом из риса, который они выращивали почти до голодной смерти, и которые сохраняли чувство гордости и достоинства через свою боевую практику, несмотря на свои бедные обстоятельства?

 

Я никогда не хотел быть учителем. Что я хотел сделать, так это изучить боевую традицию. У меня была одна цель: сравняться или превосходить уровень моего учителя, а кроме того,с равняться или превосходить всех моих предшественников вплоть до Араки Мунинсая и Тода СЭйгена. Я и сейчас так думаю. В каждой рюха, которую я изучаю, есть такой объем знаний, который настолько глубок —я был и остаюсь просто благодарен и бесконечно оживлен возможностью приобрести знания, почти потерянные в нашем нынешнем мире. Самонадеянность желания стать учителем до того, как вы докажете, что обладаете способностью овладеть системой, неуместна (примечание: Я хорошо знаю особую природу слова "мастерство" – это намерение, которое никогда не заканчивается, а не достижение). Даже несмотря на то, что корю-это, на первый взгляд, архаичные боевые системы (или псевдо-бой), цель изучения боевой системы состоит в том, чтобы уметь ее использовать. Безупречно. Как своего рода "псевдо-инстинкт", тренированная реакция, возникающая (часто) без сознательной мысли. Вы живете этим, или это просто то, что вы делаете (другими словами, хобби)? Я категорически отвергаю идею, что это просто "живые культурные сокровища" (мукэй бункадзай). Эти системы могут быть гораздо глубже, чем знания о том, как рубить мечом. Они являются – по крайней мере, должны быть-все еще ценными сегодня. Например, я выпустил книгу (Координатор: управление социальными взаимодействиями высокого риска с высокими последствиями в незнакомой среде - The Coordinator: Managing High-Risk High Consequence Social Interactions in an Unfamiliar Environment) с Робертом Хубалом, когнитивным ученым, использующим принципы, которые я изучил в своих двух рюхах, чтобы описать, как управлять социальными взаимодействиями высокого риска для военных или правоохранительных органов.

 

Я читал интервью с Джоном Дэнэхером (John Danaher), считающимся одним из величайших тренеров по бразильскому джиу-джитсу. Однако быть тренером - это не было его честолюбивой мечтой; это-дефолт, потому что травмы сделали его неконкурентоспособным. Я могу получать удовольствие от преподавания-иногда—но это не то, почему я преподаю. Я учу, потому что кто—то учил меня-традиция живёт только потому, что она должна быть передана другому поколению. Обучение-это бремя, долг, который я должен заплатить—но в тот момент, когда я гарантирую, что традиция полностью передается, я могу остановиться и полностью продолжить свое собственное обучение. Мой настоящий фокус-это реализация и жизнь самой рюха.

 

Учитель является (или должен рассматриваться) живым воплощением школы. Ученик может считать, что он превзошёл учителя (а он может превзойти или не превзойти), но учитель должен судить учеников по тому, какой вклад они вносят в саму традицию. Эта напряжённость встроена в саму систему обучения. Когда я рассматриваю своих собственных учеников, я ожидаю, что некоторые из них будут сиханами (и я уже сделал одного из них сиханом). Но я могу посмотреть на других, которые невероятно преданы своему делу, но если они радикально не изменятся, то никогда не получат от меня права учить. Может быть, другой учитель в традиции может не согласиться—эти ученики могут пойти к ним и посмотреть, что произойдет. Но это моя Араки-Рю, моя Тода-ха Буко-Рю, школы, которые я передаю дальше—но это "моё" в каждом случае- это восемнадцать поколений, проходящих через меня. Просто потому, что кто-то считает, что он заслуживает звания или лицензии на преподавание, потому что он провёл много лет в обучении, или потому, что он (и, возможно, другие) считают его высококвалифицированным, для меня это мало что значит. Но я действительно вижу в них возможность, независимо от того, делают ли они необходимые – часто радикальные-изменения для достижения этой цели. Вот почему я продолжаю их учить.

 

Зачем вообще нужно тренироваться? Стать рюха, стать школой —в моих глазах это единственная законная причина и та, которая четко отличает корю от современных боевых искусств (которые, кстати, я люблю и уважаю по-своему). Что касается корю, то это влечет за собой принятие последствий того, что рюха не совершенна, равно как и ее лидеры. Эта напряжённость на самом деле является необходимым компонентом мастерства. Вы боретесь с самим собой, вы боретесь с учителем, вы боретесь с самой школой.

 

Но японцы несправедливы к неяпонцам!

 

В этой жалобе содержится ответ на неё саму. Конечно же, нет! Для традиции, воплощающей архаичную японскую культуру, любой иностранец представляет собой угрозу. То, что нас приветствовали в той степени, в какой это случилось с нами, это просто замечательно. Сам факт того, что мы обсуждаем ‘иностранцев", является доказательством того, что существует законный вопрос.  Неяпонцы могут быть невероятными активами для классической военной традиции; они также могут быть весьма разрушительными для социальной сети, которая делает школу такой, какой она есть и была на протяжении сотен лет.

 

Что касается предрассудков и дискриминации. Предубеждение - это отношение; дискриминация-это действия. Я, конечно, испытал и то, и другое. Я был первым неяпонцем, который был ведущим представителем рюха на ежегодной демонстрации в Японском Будокане. Это произошло потому, что Нитта-Сенсей, моя инструктор по Тода-ха Буко-Рю, была больна в течение нескольких месяцев. Она поручила мне возглавить выступление школы. Некоторые выдающиеся личности из других рюха пришли к Нитта-сэнсэю и заявили, что они считают, что моё присутствие позорит японские Будо, потому что зрители подумают, что иностранец-это лучшее, что может представить наша рюха. Нитта-сенсей прямо сказала им, что они не имеют права комментировать дела другого рюха. Она позвонила мне накануне вечером и сказала, что ей все равно, если я заболею смертельной болезнью или сломаю ногу, она точно хочет, чтобы я пришел на эмбу на следующий день. Она считала меня ценным человеком–я не могу себе представить более высокой чести,–так что это было все, что нужно. Помимо тех, кто защищает–иногда чрезмерно–свои традиции, есть также расисты и "культуралисты" среди инструкторов корю. Некоторые из них могут быть искренне обеспокоены искажением своей собственной традиции (хотя они не имеют никакого права вмешиваться в другую). Другие просто неадекватные моральные трусы. Для меня главным было вот что. Я поклялся в верности моей школе и моим учителям–я пожертвовал огромным количеством в своей жизни, чтобы я мог тренироваться. Я отдал столько, сколько мог. Расист или другой предубежденный человек не удостоил бы этого чести–мои учителя чувствовали себя обязанными учить меня из-за моей приверженности.

 

Я никогда не испытывал "дискриминации" со стороны моих собственных учителей, хотя один из них, в частности, ненавидел Америку как страну и открыто заявлял, что ему не нравится большинство американцев.  Они научили меня всему, потому что "не могли не учить" меня. Я противостоял им с абсолютной самоотдачей, вниманием к тому, чему они уже научили, так что им не нужно было трудиться, обучая меня, повторять то же самое или "спорить" с упрямыми укоренившимися рефлексами, которые я не хотел отпускать. Любой учитель, который не чувствует себя обязанным учить, когда ученик действительно восприимчив к обучению, не стоит того, чтобы учиться у него. Ваш учитель должен желать – или чувствовать себя обязанным-научить вас всему, если вы действительно преданы, чтобы вы могли выжить и процветать. Это необходимо, независимо от его личной реакции на ваши недостатки или его собственных предубеждений. Однако это не означает, что инструктор учит вас тому, что вы хотите узнать, когда вы хотите это узнать. Учитель является окончательным, единственным судьей обучения, когда он или она чувствует, что вы готовы.

 

Однако вопрос о том, получите ли вы Мэнкё Кайден, получите ли вы лицензию на преподавание и т. д., это немного другое. Если бы кто-нибудь из моих учителей сказал мне, что они никогда не позволят мне преподавать их школу, я бы либо никогда не учил тому, чему они учили меня, и продолжал бы практиковать, либо формально откололся бы. Вот всё, что я считал правильным для себя делать. Опять же, для некоторых это могло означать присоединение к другой фракции той же самой рюха, но для меня это не было бы вариантом. Итак, предположим, что я отделился, сформировав свою собственную линию, и что кто—то (кто угодно, от индивидуума до организации боевых искусств до мастера или моего собственного учителя) поставил под сомнение моё право делать это. Либо я могу защитить свое право делать это (морально, основываясь на правильном понимании традиций и культуры, и физически, если это так, основываясь на моем мастерстве), либо я не могу. Если я не могу, то я мошенник, морально испорченный. Если я стою на твёрдой почве, это означает быть абсолютно честным и принять последствия, будь то остракизм или физический вызов. Если вы не можете защитить свою традицию, будь то та, которая вам завещана, или новая линия, которую вы развиваете, вы не имеете права утверждать свое право на что-либо в контексте воинских искусств. Вы не можете защитить себя или свою рюху с помощью бумажного сертификата; вы ничего не защищаете, когда вам не хватает целостности.