ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДУРГА ПУДЖИ

Интересный отрывок из "Локаята даршаны"  Деюипрасада Чаттопадхьяи. Полезно как информация для размышления и одна из гипотез. Стоит всё-таки учитывать, что Чаттопадхьяя былд марксист:-) но человек мыслящий и серьезный исследователь. Поборникам лакированного индуизма читать не рекомендую. Атеистам-материалистам тоже. В общем сами разберетесь:-)



"Мы приведем здесь лишь один пример из истории религии в Индии, который имеет прямое отношение к вопросу о возникновении тантризма. Широко известная часть "Маркандея пураны" носит название "Дэви махатмья", то есть возвеличение богини. Здесь богиня делает довольно странное заявление:

"А затем, о боги, я буду поддерживать (то есть питать) весь мир плодами, способствующими сохранению жизни, которые произрастут из моего собственного тела в период дождей, когда я достигну на земле славы как Шакамбхари".

Имя богини (Шакамбхари) весьма примечательно. Оно означает в переводе "порождающая растительность", или "выращивающая растительность".



Идея, заключающаяся в этом имени, раскрывается далее в заявлении богини о том, что растительность, способствующая поддержанию жизни, вырастет в течение периода дождей из ее собственной плоти. Следовательно, это имя является не чем иным, как отголоском весьма древнего верования в то, что растения некогда произросли из женского тела. Мы уже убедились на ряде примеров, что такое верование все еще продолжает существовать у некоторых отсталых народностей, например у ирокезов и тупи.



Небезынтересно отметить, что при раскопках в Хараппе археологи получили ряд конкретных свидетельств существования там в древности аналогичных воззрений.

Маршалл пишет, что в найденных вещах имелась "...весьма примечательная продолговатая печать из Хараппы, на которой изображена фигурка обнаженной женщины с широко расставленными ногами и с растением растущим из ее лона"






Возможно, что нам придется еще довольно долгое время биться над расшифровкой этой древнеиндийской надписи. Следует отметить, однако, что идея, получившая отображение в рисунке на печати, воплощалась в произведениях искусства на самых различных стадиях развития индийской культуры. Маршалл отмечает:

"Этот изумительный образ богини земли с растением, растущим из ее лона, хотя, насколько мне известно, он и уникален в Индии, по своему характеру не является чем-то противоестественным. В нем можно обнаружить значительное сходство с изображением на терракоте, найденной в Бите в Объединенных провинциях и относящейся к эпохе Гуптов, на котором представлена богиня... почти в той же позе, но с лотосом, произрастающим у нее не из лона, а из шеи".



Таким образом, связь богини с порождаемой ею растительностью вполне очевидна. Чанда отметил наличие культа этой богини еще за несколько лет до раскопок в долине Инда. Он указал также, что именно из нее надо исходить при объяснении таких хорошо известных имен богини, как Аннада и Аннапурна. Первое из них означает "Подательница пищи", второе – "Полная пищи". Наличие связи между женскими божествами и растительностью подтверждается также тем значением, которое придают растениям "кула" шактисты. "Другой характерной чертой шактизма, на которую мы должны обратить особое внимание в этой связи, является почитание так называемых деревьев кула". Первейшая обязанность шактиста, встающего рано утром с постели, заключается в том, чтобы почтительно приветствовать их следующей формулой: "Ом килавриск шебхио намах".



Согласно предписанию "Кулачудамани", "религиозный человек должен оказывать знаки почтения деревьям кула когда бы он ни увидел их". Автор "Шактананда тарангини"приводит два различных списка с перечислением таких деревьев О них говорится: "Постоянными обитательницами всех деревьев кула являются кулайогини. Никто не должен ни спать под этими деревьями, ни наносить им повреждения" Как бы то ни было, из всех наблюдений, произведенных Чанда в этой связи, наиболее важным является, по-видимому, установление того отношения, в котором Дурга пуджа при ее возникновении находилась к растительному миру. К сожалению, автор тщательно не анализировал данный обряд и в результате упустил из виду ряд его важнейших особенностей. Поэтому нам придется особо остановиться на этом вопросе. Следует прежде всего запомнить раз и навсегда, что образ едущей верхом на льве великой богини с десятью руками, как бы он ни был близок и знаком нам, не имеет, собственно говоря никакого отношения к действительному обряду, лежащему в основе Дурга пуджи. Как он был ассоциирован с Дургой – это, мне кажется, довольно интересная проблема для историков. Однако нет никакого сомнения в том, что такое ассоциирование возникло сравнительно поздно, и в основной своей части соответствующий церемониал не подвергся при этом большим изменениям. Как отметил Бандопадхьяя, еще сто лет назад бенгальские рисовальщики икон не имели никакого представления о едущей верхом на льве десятирукой богине, окруженной сыновьями и дочерьми. Он вполне справедливо утверждал также, что фактически этот образ при всем его великолепии и величественности имеет очень мало общего с действительной сущностью Дурга пуджи.





Так называемые "пурна гхата" и "янтра" – вот центральные понятия рассматриваемого нами ритуала. Но что же представляют собой эти последние? Пурна гхата – глиняный сосуд, наполненный водою. Для совершения обряда он устанавливается следующим образом. На плоском куске глины, которому предварительно придана форма квадрата, разбрасываются зерна пяти видов пшеницы (панча сасья). Затем сюда ставят упомянутый сосуд с водою. В него кладут рис, смешанный с творогом. Горлышко сосуда повязывают красной ниткой, а его отверстие покрывают листьями пяти видов. В свою очередь на листьях помещается небольшая глиняная тарелочка с рисом и плодами бетеля. На самом же верху кладется еще какой-либо плод, чаще всего незрелый кокосовый орех, вместе со стеблем. Его окрашивают киноварью. На поверхности сосуда этой же краской рисуют детскую фигурку, которая называется "синдура путтали". Таково описание пурна гхаты. На имеющем квадратную форму куске глины, служащем подставкой для сосуда, начертана диаграмма, именуемая сарватобхадра мандалам . Это одна из хорошо известных тантрических диаграмм, так называемых "янтр". В центре ее находится изображение лотоса с восемью лепестками (ашта дала падма). Как мы уже имели случай отметить, у последователей тантризма падма, или лотос, неизменно выступает в качестве символа женских половых органов. Нетрудно понять, исходя из этого, какое значение имеет помещение пурна гхаты на сарватобхадра мандалам. Этот акт как бы устанавливает связь между растениями и их плодами и женскими половыми органами. Та же идея повторяется в самой пурна гхате. Сосуд символизирует лоно женщины, а фигурка ребенка на нем (синдура путтали) – плод его. Мы имеем здесь дело, следовательно, не с.чем иным, как с инсценировкой человеческого воспроизводства. Это подтверждается также и символическим употреблением киновари. Но для чего понадобилась подобная инсценировка? Очевидно, для того, чтобы обеспечить приумножение растений, их листьев и плодов. Именно для этого их как бы приводят в соприкосновение с женскими половыми органами. Таким образом, мы вновь сталкиваемся в данном случае с магическим верованием, согласно которому естественное плодородие обеспечивается или по крайней мере стимулируется влиянием на него человеческого воспроизводства, осуществляемым путем имитации или магического "заражения". Именно такой смысл первоначально заключался в Дурга пудже. Вряд ли можно найти что-либо религиозное или "духовное" в строгом смысле слова в этом церемониале. Перед нами просто один из обрядов земледельческой магии."