ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ОНМЁДО И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ

Статья Атанасиоса Дракакиса (Athanasios Drakakis) из сборника Esoteric Buddhism and the Tantras in East Asia. Под редакцией Charles D. Ozrech, Henrik H.Sorensen, Richard K. Pain. Перевод на русский Сергея Бабкина. 

 

 

Термин онмёдо (onmyodo 陰陽道) обычно относится к системе гадания, основанной на древней китайской мысли, а также включает в себя другие элементы, такие как индийская астрология и японские религиозные ритуалы. Недавние исследования показали, что онмёдо не существовало как квазирелигиозная система в Китае; оно представляется японской формацией. Однако было бы невозможно понять становление и роль японского онмёдо без изучения его исторических корней в Китае.

 

Происхождение онмёдо

 

Онмёдо основывается на двух основных направлениях классической китайской мысли: доктринах, касающихся Инь и Ян 陰陽, и доктринах, касающихся пяти "стихий" (wuxing; gogyo 五行). Согласно китайской космологии, все явления состоят из первичной дыхательной субстанции, называемой kи (ki 気). Ки проявляется либо как Инь (темный, влажный, холодный, женский), либо как Ян (яркий, сухой, горячий, мужской), либо, согласно учению о пяти стихиях, как пять основных элементов мира: Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода. Эти две доктрины и лежащие в их основе системы были объединены китайским натурфилософом Цзоу Янь ( Zou Yan 鄒衍 305-204 гг. до н. э.). Однако следует отметить, что календарь, объединяющий десять небесных ветвей (shigan; jikkan 十干) и двенадцать земных ветвей (shierzhi; junishi 十二支), который происходит от сочетания  концепций Инь-Ян и пяти стихий, по-видимому, использовался со времен династии Шан (Shang 商 ок. 1600-1100 гг. до н. э.). Впоследствии Дун Чжун Шу (Dong Zhong Shu 董仲舒 , 179-104 гг. до н. э.), установивший конфуцианство в качестве государственной идеологии Китая, включил мысль Цзоу Яня вместе с другими доктринами в свою собственную версию конфуцианской мысли. Таким образом, мы можем сказать, что объединенная доктрина Инь-Ян и пяти стихий не является характеристикой конкретной философской школы; скорее это интеллектуальная система, которая пронизывает древнекитайскую мысль.

 

Согласно Дун Чжун Шу, существует связь между небом (Тянь tian 天) как макрокосмом и человечеством (Жэнь ren 仁) как микрокосмом; таким образом, считалось, что особые природные явления влияют на человеческую жизнь, особенно на жизнь правителя. Эта связь была также оправдана тем фактом, что китайский император был представлен как Сын Неба (Тяньцзы Tianzi 天子). Дун Чжун Шу считал, что никакая династия не может длиться вечно, и пытался объяснить изменения в династиях как параллельные изменениям в пяти фазах. Системы были разработаны для того, чтобы максимально предотвратить такие изменения. В частности, любое странное природное явление могло быть ключом к возможному восстанию. В Китае, онмёдо и всё к нему относящееся использовалось главным образом для предсказания восстаний, которые могли привести к династическим изменениям. Этот аспект использования учения был также представлен в Японии.

 

Индийская астрология и методы предсказания были частью корпуса индийских знаний, который был передан в Китай вместе с буддизмом. В частности, патриархи миккё Субхакарасимха и Амогхаваджра принесли в Китай хорошо развитую форму традиционной индийской астрономии (в свою очередь под влиянием эллинистической астрономии) как часть своих новых эзотерических буддийских учений. Сукуёкё (Sukuyokyo 宿曜経) полное название Мonjushiri Bosatsu Kyu shosen shosetsu kikyo jijitsu zen'Aku sukuyo Kyo, 文殊師利菩薩及諸仙所説吉凶時日善悪宿曜経T. 1299) - это наиболее репрезентативный текст, и индийская астрология стала известна в Японии как сукуёдо (sukuyodo 宿曜道). Сукуёдо основан на двадцати семи или двадцати восьми положениях Луны в небе (xiu; suku или shuku  宿  "лунные дома"), а также относится к дням недели с теми же названиями, которые до сих пор используются в современном японском языке. (日月火水 木金土 - Солнце, Луна и пять планет, известных в древности - Марс (огонь), Меркурий (вода), Юпитер (дерево), Венера (металл), Сатурн (земля) . Сукуёдо можно разделить на три части: календарь, предсказание и связанные ритуалы; это трёхчастное деление также является общим для традиционного Онмёдо.  Сукуёдо смешалось не только с уже существующими формами китайской астрологии, основанными на учениях инь-ян и пяти стихий, но также и с даосской мыслью и практикой. Именно в таком виде этот комплекс доктрин и практик был передан в Японию, где он получил дальнейшее развитие.

 

Передача учения Онмёдо в Японию и Онмёрё

 

Корейскому буддийскому священнику Кваллуку (Канроку 観勒) приписывают введение учения онмёдо в Японию примерно в VII веке. Кваллук останавливался в храме Асукадера (Asukadera 飛鳥寺) в современной префектуре Нара и преподавал там нескольким ученикам. Однако в то же самое время иммигранты в Японию с континента, возможно, также принесли с собой идеи инь-ян как часть своего интеллектуального и религиозного бэкграунда. Кроме того, многие японские ученые и священники отправились в Китай для продолжения углубленных исследований, в том числе Киби-но Макиби (Kibi no Makibi 吉備真備 695-775), влиятельный интеллектуал, который приобрел глубокие знания философии Инь-Ян, календарной науки, астрономии и гадания во время своего долгого пребывания в Китае. С начала VIII века буддийским священникам было запрещено практиковать гадание или другие виды деятельности, выполняемые Онмёрё (Onmyoryo 陰陽寮), что вынудило многих буддийских священников, изучавших онмёдо, снять с себя монашеские робы, чтобы занять место в бюрократической системе страны.  Таким образом, онмёдо стало официально практиковаться  онмёдзи (onmyoji 陰陽師 - специалистами по инь-янь) в Онмёрё (Бюро по делам Инь-Янь), которое было частью Министерства внутренних дел (Nakatsukasa-Sho 中省省).

 

Онмёрё было разделено на четыре отдела. Отдел Инь-Ян (Он-ё) занимался гаданием и геомантией (фэн-шуй; фусуй 風水). Отдел астрономии (Тэнмон 天文) должен был обнаруживать аномалии ки (ци), связанные с метеорологическими явлениями, и уведомлять о них императора. Отдел календаря (рэки 暦) отвечал за составление календарей. А отдел водяных часов (рококу 漏刻) был обязан звонить в колокола, чтобы указать ход времени, полагаясь на водяные часы. Следует отметить, что в Японии Онмёрё были сосредоточены на предсказаниях, тогда как в Китае главным предметом этих правительственных учреждений была астрономия.

 

Гадание, проводимое в отделе Инь-Ян, основывалось на природных явлениях, а его результаты считались государственной тайной. Существовало, по крайней мере в принципе, различие между онмёдо и буддийским гаданием. Это различие было основой необходимости для буддийского священника снять с себя робу, чтобы стать членом бюрократии Онмёрё. Аналогичное различие (буддийское в противоположность даосскому учению), по-видимому, было применено также к Дзюгондо (Jugondo), системе защитных ритуалов и экзорцизма, выполнявшихся в Тэнъякурё 典薬寮 (бюро медицины) специалистами, известными как джюгондзи (jugonji  呪禁師).  Согласно Нихонсёки (Nihonshoki 日本書紀), дзюгондо 呪 禁道 было завезен0 в Японию в VI веке из Кореи.  После создания Онмёрё, Дзюгондо утратило свой смысл существования и исчезло из государственных учреждений.

 

В период Хэйан Онмёдо было де-юре монополией Онмёрё, но деятельность народных онмёдзи часто упоминается в современных источниках. К концу периода Хэйан потребность в онмёдзи возросла, потому что аристократы стали требовать экзорцизма и гадания в личных целях. Во времена Нара и раннего периода Хэйан деятельность Онмёрё была в основном связана с императором. Онмёрё также отвечало за некоторые экзорцизмы, выполняемые Дзингикан (JIngikan 神祇官 бюро Ками), поскольку эта организация была обеспокоена возможностью приобретения нечистоты (кэгаре kegare 穢れ) через выполнение ритуалов очищения.

 

Онмёдо и Миккё

 

В период Нара онмёдзи начали совершать ритуалы, чтобы умиротворить духов земли. Эти виды ритуалов были также общими для буддизма; фактически, такую ритуальную деятельность можно считать первым практическим сочетанием буддизма с Онмёдо в Японии. Кроме того, новогодние защитные ритуалы, выполняемые онмёдзи, были также обычны для Миккё. К началу периода Хэйан онмёдзи начали проводить ритуалы для защиты от злых духов (онрё 怨霊 или горё 御霊) и стихийных бедствий, опять же для отдельных аристократов. Таким образом, за немногим более чем сто лет онмёдзи превратились из своего рода ученых периода Нара в магико-религиозных деятелей. Эта трансформация фактически может рассматриваться как возвращение к их изначальной форме, поскольку связанная с онмёдо мысль изначально была частью знаний буддийских монахов. Роль онмёдзи обычно заключалась в том, чтобы обнаружить причину аномалий, связанных с природными явлениями.

 

Несмотря на то, что онмёдзи также иногда проводил ритуалы экзорцизма, экзорцизм обычно считался специализацией буддийских священников. В любом случае, многие эзотерические буддийские элементы были поглощены ритуалами онмёдо, и многие связанные с онмёдо философские аспекты были введены в эзотерические буддийские ритуалы.

 

Эзотерические буддийские ритуалы можно разделить на ритуалы становления Буддой и ритуалы получения мирских благ. Последние можно далее разделить на охранительные ритуалы, благословения, ритуалы добрых отношений с другими людьми и изгнания злых духов. Эзотерические буддийские ритуалы часто использовались наряду с ритуалами онмёдо синтетическим способом, но иногда они имели одну и ту же цель. Например, горюсай (五龍祭 - ритуал пяти драконов) - это разновидность ритуала призывания дождя (amagoi  雨乞い, широко известного в эзотерическом буддизме как shou 請雨. Другие ритуалы, общие как для онмёдо, так и для эзотерического буддизма, включают защитные ритуалы против злых духов и Новогодние ритуалы.

 

Взаимодействие Онмёдо и Сукуёкё

 

Еще одно значимое развитие во взаимоотношениях между онмёдзи и буддийскими священниками касалось Сукуёдо. С 717 года буддийским жрецам разрешалось служить при императорском дворе в качестве прорицателей и целителей, не входя в Онмёрё; позже жрецы, знающие Онмёдо, стали называться сукуёдзи (sukuyoji 宿曜師 - специалисты по дисциплинам сукуёдо). Sukuyokyo was introduced to Japan by Kukai 空海, and while it did not survive for long in China, in Japan it continued to exist for many centuries. Интересно отметить, что если в Индии дисциплина прародитель Сукуёдо в основном используется для определения личности человека, как и в современных западных гороскопах, то в Японии он был в основном ориентиром для выбора благоприятных дней.

 

Сукуёдо-это значимый случай взаимодействия между Онмёдо и буддийскими храмами. Особенно в средние века было трудно отличить собственно Онмёдо от Сукуёдо. Одним из примеров сочетания между Онмёдо и Сукуёдо - средневековый японский текст под названием Хоки Найдэн 簠簋内伝. Написанный примерно в XIV веке, Хоки Найдэн считается самым важным текстом средневекового Онмёдо. Он включает в себя элементы буддизма и японских культов ками 神 (особенно тех, которые поддержали концепцию хондзи суйяку   honji suijaku 本地垂迹).  Она состоит из пяти глав; первые четыре посвящены главным образом учениям Онмёдо, а последняя-изложению Сукуёдо. Однако часть Сукуёдо находится под влиянием мысли Онмёдо, а часть Онмёдо демонстрирует сильное буддийское влияние. Смешение Онмёдо и Сукуёдо еще яснее проявляется в Хокисё (Hokisho 簠簋抄) , комментарии к Хоки Найдэн, вероятно, составленном между концом XVI и началом XVII веков. Например, в Хокисё каждый год характеризуется не только одной из двенадцати земных ветвей (дзюниси), но и одним из двадцати восьми лунных домов (суку). Каждая из ветвей и домов является трансформацией одной из пяти стихий. Таким образом, каждый год в конечном счете характеризуется отношением этих трех классификационных принципов. Следующий отрывок из текста иллюстрирует эту систему: год Крысы принадлежит лунному дому Девушки. Крыса происходит от ки воды. Дом Девушки происходит от ки дерева. Таким образом это год создания воды, находящейся с деревом в отношениях созидания.

 

Онмёдо и культ Годзу Тэнно

 

Термины “народное онмёдо” (minkan onmyodo 民間陰陽道) и “народный онмёдзи” (minkan onmyoji 民間陰陽師) обычно используются для обозначения форм онмёдо и специалистов заклинаний за пределами Онмёрё. Народные онмёдзи обычно были буддийскими жрецами или квази-жрецами, но они отличались от сукуёдзи, имевших официальный статус и образование. Поскольку онмёдзи выполняли охранительные ритуалы, то не случайно они установили связь с культом Годзу Тэнно 牛頭天王.

 

Хоки Найдэн также связан с культом божества Годзу Тэнно, центром которого является святилище в Гионе 祇園社. Во вступительной главе мы находим подробное повествование о происхождении (engi 縁起) этого бога и его подвигах, и эта история раскрывает влияние онмёдо. Например, есть ссылки на  Тайдзан Фукун Саи (Taizan Fukun Саи 泰山府君祭  - ритуал празднования китайского бога Taizan Fukun 泰(太)山府君), один из самых важных ритуалов онмёдо и ритуалов пяти сезонов года (gosetsu 五節). Элементы из истории Годзу Тэнно определяют большую часть гаданий, описанных в "Хоки Найдэн". Первая глава текста содержит руководство по выбору благоприятного направления (и избеганию неблагоприятного), основанное на позициях восьми принцев, детей Годзу Тэнно. Эти восемь принцев также отождествляются с различными существами из буддийского пантеона в соответствии с теорией хондзи суйдзяку и с семью планетами (с Сатурном, относящимся к двум разным принцам).

 

Центр культа Годзу Тэнно, Гион-ся, няне Ясака Дзиндзя 八坂神社 в Киото, ранее был святилищем-храмом, связанным с храмом Энрякудзи 延暦寺. В нём была развита оригинальная комбинация онмёдо, сукуёдо и эзотерического буддизма. Годзу Тэнно-это Бог чумы из чужой страны, вероятно Индии, которому поклонялись как покровителю Киото; в пантеоне хондзи суйдзяку в дореволюционной Японии эта фигура отождествлялась с Сусаноо-но Микото 須佐之男命/素盞 嗚尊. Согласно легенде, Киби-но Макиби породил культ Годзу Тэнно в Японии в Хироминэ 広峰 в Хариме 播磨 (современная префектура Хёго), но это трудно принять как исторически достоверный факт. Вполне вероятно, что престижное имя Киби-но-Макиби было добавлено позже, чтобы повысить статус этого культа религиозными специалистами, которые путешествовали по стране и распространяли защитные талисманы.

 

Район Харима считается центром народного Онмёдо. С шестого по седьмой век в Хариме проживало много иностранцев, которые принесли с собой различные формы континентальной народной религиозности. На самом деле культ Богов чумы, вероятно, связан с чумой, принесенной в Японию такими иностранцами. Мы можем вспомнить, что Асия Доман (Ashiya Doman 蘆屋道満), величайший соперник Абэ-но Сэймэя и самый известный народный онмёдзи, был родом из Харимы.

 

Сюгендо и Онмёдо

 

Среди специалистов по ритуалам, связанных с онмёдо, мы находим не только различные типы онмёдзи и сукуёдзи, но и другие народные религиозные фигуры, такие как сюгэндзя (shugenja 修験者), практикующие сюгэндо 修験道. Сюгэндо, система, сочетающая в себе японские горные аскетические практики и эзотерические буддийские элементы, также подверглась влиянию онмёдо, особенно в той важной роли, которую это учение приписывает пяти стихиям и использованию письменных магических формул, основанных на даосизме, но также и на эзотерическом буддизме—в сюгендо эти формулы написаны индийскими буквами, а не китайскими идеограммами. Кроме того, использование кудзи (kuji 九字 (девять символов) - мистической защитной практики мудр (жестов), общее как для Сюгендо, так и для Онмёдо. Гобосэй 五芒星, магическая пентальфа и эмблема Абэ-но Сеймэя, также обычно рисуется сюгэндзя в талисманах для защиты. В онмёдо, гобосэй и кудзи обычно взяты вместе как набор под названием сэйман доман (seiman doman セーマン ドー ドン) и, как полагают, были написаны Абэ-но Сеймэй и его соперником Асия Доманом соответственно.

 

Все эти ритуальные сходства основаны на общей системе хондзи суйдзяку, которая поддерживает как сюгэндо, так и средневековую мысль онмёдо. Также описывается, что сюгэндзя имели слуг из духовного мира, как и онмёдзи.  Вполне возможно, что практика онмёдо была распространена по всей Японии странствующими сюгэндзя вместе с другими религиозными деятелями. Сюгэндзя также практиковал астрологию и гадание, которые были монополией семьи Абэ. В период Эдо семья Цутимикадо (Tsuchimikado土御門 - более позднее название семьи Абэ) взяла под свой контроль многих сюгэндзя, наряду с другими религиозными специалистами, которые не были связаны с буддийскими или синтоистскими институтами. Связь между сюгэндо и онмёдо глубока, и эти две системы трудно изучать отдельно.

 

Легенда об Абэ но Сэймее и недавний бум Онмёдо

 

Абэ-но Сэймей был, пожалуй, самым знаменитым онмёдзи, благодаря мифам о нем, которые начали распространяться после его смерти. В японском языке имена исторического Сэймея и легендарного Сэймея написаны разными иероглифами. Нынешнее возрождение Онмёдо в Японии в значительной степени сосредоточено на интересе, окружающем фигуру Абэ-но Сэймея. Исторический Сэймей родился в 921 году, умер в 1005 году и служил в качестве низшего правительственного чиновника в Онмёрё, в Департаменте астрономии. Он взялся за эту работу в конце сорока лет, когда стал помощником знаменитого онмёдзи Камо-но-Ясунори 賀茂保憲. После смерти Ясунори календарь стал монополией семьи Камо, в то время как семья Абэ получила контроль над вопросами гадания. Как видно из дневников периода Хэйан, служения Сэймея совершались ради блага императора и семьи Фудзивара и включали в себя советы о благоприятных днях, гадания для выявления причины болезни и ритуалы против злых духов.

 

Примерно через столетие после его смерти начали появляться легенды о Сэймее, описывающие его как волшебника, способного воскрешать мертвых людей, видеть демонов и манипулировать сверхъестественными слугами, известными как сикигами (shikigami 式神) В художественной литературе Сэймей считается сыном лисы-обортоня и человека, что объясняет его необычайные способности. Астрологи и прорицатели, чтобы поднять свой престиж, утверждали, что являются потомками Сэймея. Прорицатели, странствующие жрецы, сюгэндзя и другие религиозные деятели распространяли культ Сэймея по всей Японии.

 

Во время Реставрации Мэйдзи онмёдо было запрещен как злой обычай, но он был возрожден во второй половине двадцатого века. В течение 1980-х годов особый интерес массовой культуры к монстрам ёкай (yokai 妖怪) привел к буму в текстах, связанных с Сэймеем/Онмёдо, что привело к появлению многих романов, манги, телесериалов и фильмов, а также многих астрологических руководств, носящих имя Сэймёй. Все эти работы представляют Сэймёя как превосходного мага и астролога, способного изгонять злых духов или демонов.