ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
Вишвамитрасана

 

ВИШВАМИТРАСАНА

 

АСАНА МУЖЕСТВЕННОСТИ

 

Третья из цикла статей об асанах с легендарными именами героев, мудрецов Риши, божественных аспектов, написанных для журнала НОЙ (новое о йоге)

 

Многие асаны хатха-йоги носят имена древне-индийских мудрецов Риши. В прошлый раз, рассматривая маричиасану и Маричи, мы коснулись одной стороны этого вопроса, а теперь продолжим рассматривать его с другой стороны. Уже в Ригведе мы находим семь главных «великих» риши. Здесь они носят эпитет «божественных», «отцов» и упоминаются заодно с богами. Определённых имён у них в том периоде ещё не было. В Шатапатха-брахмане они уже индивидуализируются и получают имена. Еще позднее в Вайю-пуране и Вишну-пуране дается подробная классификация и рассказываются истории о каждом из них,  а также добавляются новые мудрецы. Согласно классификации Вишну-пураны Риши разделяются на три класса: божественные, как Нарада; риши-брахманы, сыновья Брахмы, как Васиштха; царственные, как Вишвамитра. Вот на нем-то мы и остановимся подробнее.

 

Вишвамитра (имя в буквальном переводе с санскрита означает «всеобщий друг») был рожден кшатрием, работал царем и особо не задумывался о духовном совершенствовании пока не повстречал Риши Васиштху. Надо отметить, что великий духом Васиштха обладал коровой, способной выполнять все желания; стоило ей сказать: "Сделай то-то и то-то", как она тут же исполняла все сказанное. Она также могла даровать разные травы, которые растут в деревне и в лесу, и, конечно же, молоко, причем шести разного вкуса сортов. Могла она даровать и особый напиток, со сладостью нектара, и непревзойденный эликсир долголетия, а также различную вкусную, как нектар, еду, которую можно было жевать, пить, лизать или сосать (это традиционная индийская классификация пищи – часто упоминается в мантрах, жертвенных текстах и иногда в йогических источниках).

 

Vishvamitra

 

Вишвамитра попытался всеми правдами и неправдами овладеть этой чудесной коровой  - и просил, и покупал, и крал, и воевал с Васиштхой за нее, но потерпел поражение во всех смыслах. В общем, мифология отразила один из этапов соперничества между брахманами и кшатриями в Древней Индии. Как одно из средств противодействия засилью брахманизма позднее зародился буддизм, но были также кшатрии, подошедшие к вопросу с другой стороны – предавшиеся брахманским аскетическим активностям. Именно такой путь избрал Вишвамитра – практика накопления энергии – таджаса путем сурового подвижничества – тапаса. Воли ему было не занимать, в аскезе он преуспел и в ответ на традиционный вопрос удовлетворенных божеств «чего хочешь?» он пожелал стать брахманом. Это нарушало весь заведенный мировой порядок с принципом незыблемости варн – кем родился, тем живи и тому соответствуй. Поэтому боги схитрили и сделали новое «звание» раджариши – риши-царь. Вишвамитра гневно отверг этот компромисс и продолжил добиваться полного статуса брахмариши.

 

Он вообще весьма часто впадал в ярость и растрачивал накапливаемую энергию. То поспорит с богами и добьется вознесения на небо царя Тришанки – просто во исполнение своего царского слова во что бы то ни стало. То хитрые боги, видя такую несгибаемую твердость, подошлют ему «сексуальный спецназ» - небесную красавицу апсару Менаку. Диверсия удалась – Вишвамитра и Менака жили в любви и согласии, у них родилась дочь Шакунтала, тапас подвижника понемногу растрачивался. Но Вишвамитра преодолел искушение, прогнал Менаку и продолжил аскезу.

 

Vishvamitra_Menaka

 

Интересно отметить следующий момент, который может быть очень полезен современным практикам йоги. Живя сексуальной жизнью с апсарой, Вишвамитра тратил накопленный за 100 лет практики тапас в течение 10 лет. Позднее, поспорив с Васиштхой, который никак не хотел признавать его и считал кшатрием-самозванцем, в гневе Вишвамитра потерял тапас, накопленный за 1000 лет практики в течение считанных секунд. Йогам стоит помнить, что губит их не радость соития с любимым человеком, а гнев по поводу и без повода. Глядя на прения в просторах интернета, периодически хочется процитировать: «Некоторые йоги так относятся к людям, что лучше бы они пили, курили и ругались матом…»:-(:-)

 

В конце концов, полное брахманское достоинство Вишвамитры было признано не только богами, но и самим Васиштхой. Пожелаем и нашим коллегам практикам, быть настойчивыми в достижении цели, взращивая при этом различающее вИдение, что разумно подходить к делу.

 

В разных школах йоги существует несколько видов выполнения вишвамитрасаны.

 

В школе Айенгара

 

Описание данное в  «Йога Дипике» Шри Б.К.С. Айенгара. 1. Встать в Тадасану. Наклониться вперед, положить лодони на пол и отвести ноги примерно на полтора метра назад, как в Адхо Мукха Шванасане. 2. Выдохнуть, закинуть правую ногу за правую руку и поместить заднюю поверхность правого бедра на заднюю поверхность верхней части правой руки. 3. Сразу же повернуть тело влево, положить левую руку вдоль левого бедра и балансировать. 4. Повернуть левую стопу вбок и плотно прижать подошву и пятку к полу. 5. Вытянуть прямо вверх правую ногу и сделать два дыхания. 6. Выдохнуть, вытянуть левую руку вертикально вверх от плеча и смотреть на вытянутую кверху ладонь. 7. Оставаться в позе 20-30 секунд, дышать глубоко. 8. Выдохнуть, освободить правую ногу и вернуться в позицию 1. 9. Повторить позу в другую сторону, выдерживая ее то же количество времени, следуя описанной выше технике и заменяя слово «правый» на «левый» и наоборот.

 

В Аштанга-виньясе Паттабхи Джойса

 

В аштанга-виньясе вишвамитрасана входит в третью серию, и, соответственно, до нее, как и до середины Днепра и Матери Ганги в нижнем течении долетает не всякая птица.:-) Интересная деталь – в АВЙ вишвамитрасаной называется та асана, которая по Айенгару Васиштхасана, и наоборот.:-) В остальном форма сходна. Злые языки утверждают, что это случайная ошибка, которая закралась со времени записи видео третьей серии. Как бы то ни было, но есть разные версии.

 

Vishvamitrasana_Swenson

Молодой Дэвид Свенсон (David Swenson) в васиштхасане(?)-вишвамитрасане:-)

 

В школе Дхирендры Брахмачари вишвамитрасана не упоминается вовсе. Но если принять во внимание весь блок асан для улучшения подвижности тазобедренных, образованных по схожему принципу, то мы увидим в этой школе пада-скандха-дандасану. Выполняется она в динамике. Вот как это описано в книге «Йогасана виджняна»:

 

Pada_skandha_dandasana

 

Для выполнения известной асаны называемой Данда (поза палки или посоха), нога кладется на плечо и заводится за голову. Тело, удерживаемое в упоре на руках и одной ноге, слегка приподнимается над землей. Затем максимальным усилием тело делает выпад вперед и вниз почти до полного касания с землей, а затем снова возвращается в исходное положение. Так повторяется много раз.

 

По сути, в данном случае мы имеем виньясу. В не столь экстремальном варианте я использую ее в своей практике и даю на занятиях в разных вариациях в зависимости от уровня практикующих как виньясу, подводящую к каундиньясане.

 

В этих школах немного по-разному описывают эффект от выполнения маричиасаны. Например, Шри Б.К.С. Айенгар, на удивление немногословен и скромен в оценках. «Эта асана укрепляет кисти, органы брюшной полости и тренирует тазобедренные мышцы».

 

Дхирендра Брахмачари разворачивает описание несколько подробнее. «Асана укрепляет мышцы и кости верхних конечностей и грудной клетки. Она полезна для плечей и спины, и людям, страдающим различными заболеваниями этой части тела, следует особо практиковать ее. Асана очень полезна для устранения болей в стопах, талии, коленях и для развития гибкости всего тела. Она способствует соединению праны с апаной и чрезвычайно полезна для регуляции нади, проходящих по всему телу, и для пробуждения Кундалини. Все три вариации этой асаны стимулируют пищеварительную систему (разжигают «огонь» желудка) и развивают способность тела к сохранению равновесия.»

 

 

Кроме обобщения опыта разных школ йоги можно и нужно выделить следующие рекомендации по освоению Вишвамитрасаны.


Для выполнения Вишвамитрасаны важно хорошо размяться и разогреться – подготовить мышцы ног, тазобедренные суставы и плечи. Замечательным подготовительным упражнением может послужить Уттхита-паршва-конасана.

 

utthita_parshva_konasana

 

В этой асане важно, плотно прижимая стопу задней ноги к полу, вытягиваться в одну линию – задняя нога, тело, верхняя рука. Как будто мы хотим, чтобы импульс от ноги, толкающей землю, беспрепятственно прошел через тело и дошел до кончиков пальцев руки. Все изгибы и изломы, нарушают это течение. Излишнее перенесение веса в нижнюю руку, также нарушает правильное положение. Мы должны стоять так чтобы иметь возможность в любой момент оторвать нижнюю руку от пола и вытянуть ее в том же направлении, что и верхнюю. Также необходимо обратить внимание на то, чтобы нижний бок вытягивался, а не зажимался.  

 

Следующее положение является естественным продолжением Уттхита-паршва-конасаны и первым приближением к Вишвамитрасане.

 

Vishvamitrasana_preparation_1

 

Мы как бы подныриваем рукой под согнутую ногу, ставим ее, перенося в нее вес и получая опору, и обхватываем ногой как можно выше и ближе к плечу. Поначалу при освоении этого варианта, возможно, что таз будет утягивать вас назад вплоть до падения. Увеличивайте расстояние между опорной рукой и ногой, пробуйте делать спиной к стене. Это уже балансовая асана и ее выполнение требует развития осознанности движения. Найдите в ней свое наслаждение, даже если будете поначалу падать. Вспомните, как учились в детстве кататься на велосипеде. Также порадуйтесь каждой малой удаче. Вспомните, как настойчив был в достижении поставленной цели Риши Вишвамитра и что ему мешало. Не гневайтесь на себя.

 

Следующим шагом будет освоение давления плеча и бедра друг на друга. Этому помогут две подводящие вариации – сидя и стоя на колене.

 

Vishvamitrasana_preperation_2

 

Сядьте в Баддха-конасану (позу связанного угла), возьмите согнутую правую ногу руками и сделайте несколько отводящих движений вправо и наружу, поворачивая ее в тазобедренном суставе, но не воздействую на колено. Аккуратно заведите ее за плечо насколько получится, но по возможности выше и дальше. Поставьте руку на пол. Прижимайте правое плечо к правой ноге под коленом, а правую ногу прижимайте к плечу. Вместе с опорой на руку это должно помочь вытянуть позвоночник, а не сидеть скрючившись. Захватите внешнюю часть стопы левой рукой и аккуратно выпрямите ногу насколько вам позволит ваша гибкость на данном уровне.

 

Общее ощущение от асаны должно получиться такое как будто вы вылезли откуда-то из пещеры и радостно глотнули воздуха и встретили солнечный свет. :-) Если так не получилось, то стоит посвятить некоторое время выполнению в режиме виньясы – сгибая и разгибая ногу, и как бы прячясь в «пещере» и вылазя из нее.

 

Из этого положения вытекает следующее. Этот вариант уже достаточно близок к полной вишвамитрасане, и, в отличие от первого, подводит нас к ней как бы с другой стороны. :-)

 

Vishvamitrasana_preparation_3

 

Его мы также можем выполнить из Уттхита-паршва-конасаны. Поднырнув плечом под согнутую правую ногу, поставьте левое колено на пол. Далее захватите левой рукой внешний край правой стопы, а затем влезайте в образовавшееся перед вами «отверстие», а точнее вылезайте наружу, как мы договорились в предыдущем варианте.:-)  Продолжайте прижимать плечо и ногу друг к другу, чтобы создать рычаг, который поможет лучше вытянуть позвоночник и скрутиться.

 

Для некоторых людей может показаться чрезмерно большой нагрузка на запястья в подготовительных вариантах Вишвамитрасаны и в ней самой. Делайте вьяямы на укрепление запястий и выполняйте компенсации, сгибая и скручивая кисти под нагрузкой в других направлениях.

 

Ну, вот, собственно мы и подошли к полному варианту

 

Vishvamitrasana

 

Если вы тщательно и постепенно прорабатывали все подводящие варианты, не впадали в гнев, подобно Риши Вишвамитре, получая из-за этого травмы и откатываясь назад в практике, подобно легендарному Риши, то у вас все получится, причем достаточно легко. И эта замечательная асана послужит вам базой для дальнейшего прогресса в практике. Например, для заведения ноги за плечо и за голову. 

 

В следующих статьях мы продолжим рациональный разбор асан.  Желаем коллегам успешной практики  с изумительной настойчивостью, которая была у Вишвамитры и достижения поставленных целей, с извлечением уроков из попутных возможных неудач, как и у этого Риши.