ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
СУМО

По материалам японского университета исследований синто Кокугакуин.

 

Сумо 相撲 или 角力 (в древности - сумаи), национальный вид борьбы, уходящий корнями в глубокую древность. Несмотря на то, что в мире сейчас широко известна спортивное сумо, основой его был и остается синтоистский ритуал - поединок для миропорядка.

 

В Япониии среди древних глиняных фигур ханива  埴輪 есть изображения борцов. В Кодзики имеется описание поединка между богами Такэминаката-но-ками и Такэмикадзути-но-ками. «Тогда [бог Такэмикадзути] попросил в свою очередь руку того бога Такэминаката, и когда взял [ее], то, словно молодой тростник взял, - обхватил и смял [ее], и отбросил от себя, и бог [Такэминаката] тут же убежал прочь». Согласно японской традиции эту цитату используют для обоснования практически всех видов борьбы - от сумо до дзю-дзюцу:-) 

 

Takemikazuchi_fight

Мистерия борьбы Такэмикадзути с Такэминаката разыгрывается в наши дни на празднике в святилище Касима

 

Если же брать не область мифов, а документы и исследования, то японские ученые считают, что сумо, как и многие явления японской культуры, было привнесено из Китая. В период династии Хан (202 г. до н.э. - 8 г.н.э.) в Китае сущствовали состязания kakuteigi или kakugi (кит. juedixi или juexi), которые почитались одним из искусств, которым пристало владеть благородному мужу, чтобы исполнять ритуалы должным образом. Это было совмещение танцев, борьбы и акробатических номеров с оружием и без, сопровождаемое музыкой, пением и чтением заклинаний.

 

juedixi

 

В Нихон сёки упоминается первая легендарная схватка борцов. В 7-й день 7-го лунного месяца 7-го года правления Суйнин (29 г. до н.э. - 70 г.до н.э.) в поединке сошлись два знаменитых воина - Номи-но Сукунэ и Тайма-но-Кэхая: «Встали они друг против друга и пнули поочередно ногами. И сломал Номи-но Сукунэ ребра Тайма-но Кэхая, а потом и поясницу ему ногой сломал, и так убил его». Победитель этого поединка почитается в Японии родоначальником сумо. В Нихон сёки есть также запись, которую японские ученые считают первым упоминанием о сумо, как об историческом факте: в правление императрицы Когёку (642-645), в 7-й лунный месяц 642 г. во время приёма посланника страны Кудара (Пэкче) проводился турнир по сумо, в котором участвовали лучшие воины Японии. В 719 году утверждается должность чиновника, отвечающего за проведение состязаний. В Сёку нихонги в записи от 734 г. упоминается церемония проведения сумо в 7-й день 7-го лунного месяца, на которой присутствовал император. В эпоху хэйан поединки сумо считались одной из дворцовых церемоний сумаи сэти-э. Она символизировала моление о богатом урожае по всей стране. Гонцы из Управлений Правой и Левой гвардий отправлялись в разные уголки Японии, разыскивая лучших борцов для схватки в сумаи сэти-э. Это было пышное зрелище, проводившееся в присутствии императора и сопровождавшееся ритуальными танцами и музыкой. В конце эпохи Хэйан сумаи сэти-э пришла в упадок; в последний раз проводилась в 1174 г. В последующие эпохи Камакура и Муромати сумо рассматривалось как элемент воинской подготовки. В период Эдо стало распространяться среди горожан и сельских жителей; появились профессиональные борцы. И далее пошла трасформация в спорт.

 

Синто всегда являлось частью религиозных обрядов, проводившихся в святилищах. И сегодня остались святилища, в которых поединки сумо проводятся как ритуал моления о спокойствии в стране, о благополучии детей, о богатом урожае или улове рыбы.Во многих случаях ритуальное состязание сохраняет дрвенюю гадательную практику: по тому, кто из двух борцов победит, гадают, будет ли урожай или улов богатым. В некоторых святилищах страны проводится борьба с воображаемым противником. Например в святилище Ооямадзуми (префектура Эхимэ, город Имабари) в 5-й день 5-го лунного месяца (ритуальная посадка риса) и в 9-й день 9-го лунного месяца (ритуальная уборка риса) проводятся поединки сумо, в которых участвуют борцы и невидимый дух риса. Победа духа риса означает богатый урожай.

 

Профессиональное спортивное сумо также оказалось под влиянием синто. Каждый поединок начинается с формализованного ритуала - очищения площадки дохё ритуалом мисоги при помощи соли, специальное очищение борцов и наделение их душой и силой богов с веревкой симэнава и многое многое другое.

 

Также стоит особо отметить, что полнота борцов спортивного сумо совсем не традиционна. Эта "традиция" насчитывает всего несколько десятков лет - благополучных лет послевоенной Японии со сменившимися ценностями. Вот несколько примеров изображений борцов старого сумо.

 

sumo_1   sumo_2   sumo_3

 

Несколько примеров интересных праздников мацури с задействованием сумо как ритуального поединка.

 

Ежегодно 9 сентября в Камовакэикадзути дзиндзя 賀茂別雷神社 (он же Камигамо дзиндзя 上賀茂神社) в Киото проводится специальный ритуал Карасу сумо, в котором участвуют дети. В синто вообще считается, что дети гораздо более восприимчивы как посредники для общения с божествами. Вот и в данном случае дети, одетые в специальные одежды призывают священного ворона Ятагарасу, подражают походке и голосу ворона, а затем радуют его борьбой.

 

karasuzumo

 

Ежегодно 24 октября в Миками дзиндзя 御髪神社 в  Ясу, префектура Сига проводится ночной ритуал - две группы детей борются вокруг костра с криками Йяя и Тоо (см. киай в разделе Базовые понятия) Этот ритуал называется сомоку. Одни исследователи относят это слово к архаичному названию сумо в этой местности, другие утверждают, что это слово определяющее погоду. Как бы то ни было, но сейчас этот ритуал служит для гадания о погоде будущего годеа и привнесении в нее большей гармонии:-)

 

Ежегодно 13 октября в Сумиёси дзиндзя 住吉神社 в Хаката префектура Фукуока проходит состязание сумо, посвященное памяти исторического события - турнира лучших бойцов, вернувшихся после покорения трех корейских царств.