ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ЯГЮ СИНКАГЭ РЮ

 

Из статьи Андрея Александровича Арефьева. Полностью со статьей можно ознакомиться здесь.

 

 

История Синкагэ-рю идет от знаменитого фехтовальщика 16-го века Камиидзуми Исэ-но ками Хидэцуна  (ок. 1508-1578). Камиидзуми освоил несколько современных ему стилей кэндзюцу (фехтования на мечах), в том числе и Катори синто-рю, но основное влияние на него оказал Кагэ-рю («стиль тени») мастера Айсу Икосая. Расширив технический арсенал Кагэ-рю, Камиидзуми назвал свой собственный стиль Синкагэ-рю («новый стиль тени»). Синкагэ-рю стал очень популярным стилем, а Камиидзуми Хидэцуна нашел высокого покровителя в лице Такэда Сингэна, который пожаловал ему высшую почесть— иероглиф из своего имени, после чего Хидэцуна сменил имя на Нобуцуна («нобу»— другое прочтение иероглифа «син»).

 

Путешествуя по Японии вместе с учениками, Камиидзуми Нобуцуна пришел и в небольшую деревню Ягю недалеко от древней столицы Японии города Нара, и здесь получил вызов от известного в округе фехтовальщика Ягю Сэкисюсая Мунэтоси (1529-1606). Вместо себя, однако, он направил своего ученика Хикида Бунгоро. Ягю и Хикида сразились на расщепленных бамбуковых мечах (фукуро синай) и Ягю несколько раз подряд потерпел сокрушительное поражение. Признав превосходство Синкагэ-рю, он сразу же попросился в ученики к Камиидзуми и прозанимался у него полгода, пока тот не продолжил свое путешествие. Оставшись заниматься самостоятельно, Ягю достиг таких успехов, что Камиидзуми, вернувшись, сразу вручил ему диплом высшего посвящения— инка. Это произошло в 1565-ом году.

 

Стратегическое положение долины Ямато, в которой находится деревня Ягю, заставило будущего сёгуна Токугава Иэясу обратить на нее внимание, и так случилось, что в 1594-ом году Ягю Мунэтоси был призван продемонстрировать свое умение перед полководцем. Сначала Ягю вместе со своим сыном Ягю Тадзима-но ками Мунэнори (1576-1646) продемонстрировал технику Синкагэ-рю, а потом Токугава сам решил проверить его мастерство. Два раза он атаковал безоружного Мунэтоси деревянным мечом и оба раза лишался своего оружия. Иэясу сразу же принял Ягю себе на службу и предложил ему стать его личным учителем фехтования. Однако Мунэтоси отказался от такой чести, сославшись на преклонный возраст (ему в это время было 65 лет), и предложил вместо себя своего сына Мунэнори. Так семья Ягю получила особый статус при дворе сёгунов Токугава, а роль учителей фехтования стала передаваться в ней по наследству.

 

Ягю Тадзима-но ками Мунэнори стал, таким образом, первым в ветви семьи Ягю, обосновавшейся в новой столице Японии городе Эдо (современный Токио). Среди его потомков особенно знаменит (хотя большей частью в самой Японии, а не за ее пределами) его старший сын Ягю Дзюбэй Мицутоси (1606-1650), имеющий непосредственное отношение к тому, что мы могли видеть на демонстрации в Москве. О Дзюбэе ходит много легенд, которые начали появляться еще при его жизни, чему немало способствовало его 12-летнее необъяснимое отсутствие в столице. Он был первым в роду, кто не участвовал в больших сражениях, но это не помешало ему достичь вершин мастерства. Знаменитая сцена дуэли в фильме Акира Куросава «Семь самураев» поставлена по мотивам одного из поединков Ягю Дзюбэя.

 

В дальнейшем, однако, столичная ветвь пришла в упадок, как это часто бывает с придворными стилями и к революции Мэйдзи уже не представляла собой серьезной боевой школы. Тем не менее Ягю синкагэ-рю сохранилась в своем исходном виде благодаря другой ветви семьи Ягю, состоявшей на службе у семьи правителей провинции Овари (нынешняя префектура Нагоя)— побочной ветви рода Токугава. Основателем этой ветви стал внук Ягю Мунэтоси и третий патриарх Синкагэ-рю Ягю Хёгоносукэ Тоситоси, которому дед передал все регалии Синкагэ-рю. Эта линия стиля передавалась попеременно между представителями Ягю и Токугава и сохранилась до периода Мэйдзи, когда очередным наследником стал Ягю Тоситика. Он и его сын Тосинага посвятили много времени изучению того, что сохранилось в ветвях Эдо и Овари семьи Ягю, и теперь в рамках стиля изучаются техники линии Овари и учение обеих ветвей. С 1967-го года стиль находится под руководством патриарха (иэмото) 21-го поколения Ягю Нобухару Тосимити. Формальное название стиля— Синкагэ-рю хэйхо кэндзюцу.

 

Хотя Камиидзуми Нобуцуна считается не только мастером меча, но и знаменитым фехтовальщиком на копьях (основатель самого известного стиля содзюцу Ходзоин Какудзэнбо Инъэй был его учеником), Синкагэ-рю— это практически исключительно стиль фехтования на мечах. Для эффективного, но безопасного обучения ему используется не только деревянный меч боккэн, но и специальный бамбуковый меч фукуро синай, создание которого приписывается самому Камиидзуми. Такой меч представляет собой кусок ствола бамбука длиной 3 сяку 3 сун (около 1 метра), целый со стороны рукояти и расщепленный на несколько частей с другого конца, на который натянут кожаный чехол, покрытый красным лаком и зафиксированный ремешками, переплетенными на рукояти. Даже для кэндоистов, активно использующих синаи, такой бамбуковый меч был достаточно необычным, и мне несколько раз приходилось слышать вопросы о том, что это такое.

 

Что касается философской или, скорее, психологической концепции, составляющей основу хэйхо Синкагэ-рю, ее суть состоит в противопоставлении двух понятий:сэцунинто и кацудзинкэн. Эти понятия взяты из буддистских источников и переводятся, соответственно, как «меч, несущий смерть» и «меч, дающий жизнь». Обычно их противопоставление понимается очень буквально и наивно: в первом случае мы имеем дело с человеком (как носителем этого меча), способным победить противника, уничтожив его; во втором же случае этот человек достиг таких высот мастерства, что способен достичь победы без насилия, неся жизнь не только тем, кого он защищает, но и самому агрессору.

 

В случае Синкагэ-рю, однако, все гораздо более прозаично и практично. Под сэцунинто и кацудзинкэн здесь понимаются не моральные принципы, а стили ведения поединка. Тот, кто придерживается пути сэцунинто, стремится полностью подавить противника и «убить» всякую возможность каких-либо действий с его стороны. Последователь кацудзинкэн, напротив, всячески побуждает своего противника к активным действиям, при этом стремясь вынудить его действовать именно так, как ему это нужно.

 

В школе есть несколько разделов ката. Одним из первых идет Сангакуэн-но тати. В этом разделе сидати(тот, кто непосредственно выполняет техники) использует защитную инициативу, которая в Синкагэ-рю называется тай. Он не нападает, а буквально подставляет себя под удар противника (утидати), лишь в последний момент нанося удар. Не следует, однако, думать, что он просто пассивно ждет атаки; напротив, он активно вынуждает противника делать то, что ему выгодно, т. е., в данном случае, атаковать.

 

Индивидуальные ката Сангакуэн носят названия, взятые из китайского сборника дзэнских коанов 12-го века, однако это не означает, что Синкагэ-рю существенным образом опирается на философию дзэн-буддизма. Как и с большинством ранних школ, основу Синкагэ-рю составили идеи эзотерического буддизма и только тесные отношения Ягю Мунэнори и дзэнского монаха Такуана Сохо принесли на время дзэнскую струю в идеологию Синкагэ-рю.

 

Раздел Сангакуэн— один из самых старых в Синкагэ-рю и входит в так называемую основную традицию (хондэн), которая восходит к Кагэ-рю и Камиидзуми Нобуцуна. Изначально техники хондэн предназначались для фехтовальщика в доспехах, сражающегося против аналогично облаченного противника. В таком варианте используются низкие стойки, отсутствуют замахи над головой и атакуются мало защищенные части тела. Со временем, однако, более актуальными стали поединки без доспехов, и техники Синкагэ-рю были изменены, чтобы использовать большую свободу движений и больший выбор целей для атаки.

 

Второй раздел называется Кука-но тати и ставит сидати в роль атакующего (такая атакующая инициатива в Синкагэ-рю называется кэн). Он содержит 9 ката, которые изначально были созданы как противодействие техникам школ, современных Камиидзуми. Наконец, третий из основных показанных разделов— Энпи-но тати— содержит 6 ката, исполняемых без пауз, т. е. представляет собой одну длинную последовательность обменов ударами, в конце которой утидати бросает свой меч в сидати. Как объяснил Хирано-сэнсэй, в течение всей последовательности утидати испробовал все возможности для победы и последний бросок— это последний шанс завоевать ее за счет неожиданного приема. Сидати же сбивает меч на лету, демонстрируя идеальный контроль расстояния и выбор времени.

 

Кроме этих трех разделов, которые восходят к Синкагэ-рю самого Камиидзуми, в разные дни можно было увидеть и другие разделы, которые появились позднее в истории развития стиля. Большей частью эти ката представляют собой либо вариации старых форм, либо специальные способы использования меча, в том числе и короткого (кодати), в новом стиле фехтования без доспехов.

 

Для тех, кто занимается иайдо, интересно посмотреть и на методы использования настоящего меча в стиле баттодзюцу Ягю сэйго-рю. Изначально независимый стиль, Сэйго-рю сблизился с Синкагэ-рю как в своей традиции, так и технически, и теперь они изучаются вместе. Техники Ягю сэйго-рю являются развитием техник Синкагэ-рю, но всегда начинаются и заканчиваются с мечом в ножнах. Возврат меча в ножны (ното), практикуемый в Сэйго-рю, заметно отличается от того способа, который используется в иайдо Всеяпонской федерации кэндо: оно начинается почти от самого острия, а не от цубы.

 

Также в школе есть набор из пяти техник с посохом дзё, которые тожн базируются на техниках с мечом, хотя внешне включают элементы, отсутствующие в кэндзюцу. Техники владения посохом носят название Дзюбэй-но дзё, так как их создателем считается Ягю Дзюбэй. Само дзё в Синкагэ-рю имеет куда более сложное устройство, чем известный многим по айкидо и дзёдо посох из цельного куска дуба. Оно имеет металлическую основу, которая в поперечном сечении представляет собой трехлучевую звезду с перекладинами на концах лучей, похожую на эмблему Мерседеса. Между лучами звезды в перекладинах закреплены три пластины из бамбука, а вся конструкция завернута в раттан или бумагу и покрыта лаком. Так что по сложности устройства это дзё уступает только клинковому оружию.