ХЭЙХО
"ИСКУССТВО ВОЙНЫ И МИРА"
ТИБУРИ

Миф тибури?

 

 

Это статья Ричарда Стонелла, живущего в Японии, практикующего кэндо, иайдо и корю (традиционные школы) и пишущего интересные материалы по японским воинским искусствам. Оригинал статьи в блоге kenshi247.net: Richard Stonell. The Myth of Chiburi? Перевод Сергея Бабкина.



Во многих рюха иайдо тибури является одной из основополагающих частей ката. Тибури (chiburi) обычно пишется в японском языке как 血振  и дословно означает «стряхивание крови». Основной существующий образ тибури - это стряхивание крови поверженного врага с клинка ловким движением перед заведением меча в ножны. Возможно по причине широкого распространения и преобладания Мусо Синдэн-рю (Muso Shinden-ryu) и Мусо Дзикидэн Эйсин-рю (Muso Jikiden Eishin-ryu), некоторые люди считают, что тибури - это общий аспект для иай в целом. Однако многие рюха не практикуют тибури. И есть мнение, которое широко распространилось сейчас в интернете, что стряхнуть кровь таким образом фактически невозможно. В таком случае, какой же цели служит тибури? Или это бессмысленно? Почему некоторые рюха практикуют его? И вообще предназначалось ли это движение когда-либо для удаления крови с лезвия меча и подразумевалось ли это?

 

Тибури - это современное чтение слова, которое появляется в дэнсё Эйсин рю и как 血振 и как 血震. Оригинальное произношение больше похоже на тибуруи (chiburui), чему вы можете найти подтверждение заглянув в такие японские словари как Iwanami Shoten’s Kojien. В своей книге Корю Иай но Хондо (Koryu Iai no Hondo) Ивата Норикадзу (Iwata Norikazu) цитирует другого наставника Эйсин-рю Морита Тадахика (Morita Tadahiko), что правильное произношение «тибуруи», а «тибури» ошибочное. (В словарях «тибури» относится к методу приготовления рыбы) Ивата Сэнсей также отмечает, что и Оэ Масамити (Oe Masamichi) и его наставник Мори Сигэки (Mori Shigeki) называли это движение «тибуруи». Тем не менее, в этой статье я использую термин «тибури», т.к. в таком виде он более-менее знаком большинству и, хорошо это или плохо, в таком виде вошел в общий язык общений людей, занимающихся иай.

 

Большинству начинающих изучать иай-до говорят, что движение тибури предназначено для сброса крови с кончика меча после пореза. В большинстве книг об иай-до движение тибури так же описывается как служащее этой цели. Мусо Дзикидэн Эйсин-рю (Muso Jikiden Eishin-ryu) и Мусо Синдэн-рю (Muso Shinden-ryu) также имеют технику тинугуи (chinugui) (вытирание крови с лезвия кусочком ткани, бумаги или пальцами) в немногих ката первого уровня обучения – Омори-рю (Omori-ryu) (Сёдэн/Сэйдза-но-бу - Shoden/Seiza no bu). В Мусо Дзикидэн Эйсин-рю также есть способ вытирания лезвия хакамой. На практике же это движение демонстрируется, но реально лезвие не вытирается о хакаму. Согласно Мори Сигэки (Mori Shigeki) так делается потому, что масло, использовавшееся для мечей во времена Оэ Сэнсея, могло испачкать одежды.

 

Несмотря на всё большее количество людей, которые узнают об этом в наши дни, идея, что тибури это не практический метод удаления крови с лезвия, далеко не нова – японские учителя уже давно говорят об этом. Коно Хякурэн (Kono Hyakuren) 20-й сокэ Мусо Дзикидэн Эйсин-рю в своей книге Иай-до Синтэй (Iaido Shintei) писал:

«Тибуруи - это движение, принимающее форму стряхивания крови с вашего меча на землю. Но по моему опыту, когда вы режете/рубите мечом, то очень мало крови действительно остается на лезвии. Тем не менее, акцент на дзансин (zanshin) и духе через форму тибуруи делает ее хорошим инструментом развития».  


Коно Сэнсей не одинок в своем понимание тибуруи преимущественно как метода развития дзансин. Накаяма Хакудо (Nakayama Hakudo) писал:

«В батто тибури всегда выполняется в каждом ката перед заводом меча в ножны. Это движение не может очистить кровь с лезвия полностью, но о нем нужно думать как об очищающем действии. Период между тибури и ното очень важен в батто-дзюцу как проявление дзансин в ката. Каждая школа иайдо имеет свои методы выполнения этого действия. Вот несколько специфичных примеров:

В Кансин-рю (Kanshin-ryu) специальный кусочек бумаги «каиси» (kaishi, 懐紙), который хранят в кимоно, используется для вытирания и очищения лезвия.  

В [Синдо] Мунэн-рю ([Shindo] Munen-ryu) меч направляют вниз, чтобы кровь капнула с кончика. Затем меч проносят по дуге с левой стороны тела, таким образом сбрасывая кровь с лезвия.

В Хазама-рю (Hazama-ryu) кладут меч на левое плечо и вытирают кровь об одежду на плече.

В Футисин-рю (Fuchishin-ryu) меч зажимают между большим и указательным пальцем, а затем протягивают его от основания до конца лезвия, таким образом вытирая кровь.

В Хаясидзаки Хон-рю (Hayashizaki Hon-ryu) мечом, который держат в правой руке, делают небольшое движение влево и затем большое движение вправо перед тем, как заводить его в ножны.

Другие школы, такие как Омори-рю (Omori-ryu), Кикусуй-рю (Kikusui-ryu), Кайси-рю (Kaishi-ryu), Тамия-рю (Tamiya-ryu), Синган-рю (Shingan-ryu), Тэтю-рю (Tetchu-ryu), Хасэгава-рю (Hasegawa-ryu) и др. также выполняют тибури разным образом. Также стоит добавить, что есть школы, в которых тибури не делают совсем. В некоторых школах отбрасывают сая за себя после выведения меча, показывая решимость мечника и вверение им себя мечу. Отбрасывание сая выражает готовность мечника погибнуть в бою «сутэми» (sutemi, 捨身) – единожды будучи извлечен, меч не будет возвращен в ножны. В Киото я видел человека, демонстрировавшего такое движение под именем школы Такаяма-рю (Takayama-ryu). Тем не менее, полагаю, это скорее исключение из общего правила».


В Тацуми-рю (Tatsumi ryu) не делают тибури, но переводят меч в тюдан (chudan), показывая дзансин перед ното.

 

Здесь Накаяма Сэнсей утверждает, что хотя не все школы практикуют то, что мы называем тибури в наши дни, но похоже, что все школы особо выделяют дзансин перед заведением меча в ножны. При этом многие школы имитируют или действительно производят очищение лезвия. Школы иай, в которых делают тибури в большинстве своем представляются как произошедшие от семейной школы Хаясидзаки (Hayashizaki). Это Тамия-рю (Tamiya-ryu), Мугай-рю (Mugai-ryu), Суё-рю (Suio-ryu) и Синмусо Хаясидзаки-рю (Shinmuso Hayashizaki-ryu). В школах, которые не происходят от Хаясидзаки, мы часто можем увидеть другие формы очищения лезвия. Техника, которой нет в школах линии Хаясидзаки, это кайтэн-тибури (kaiten chiburi), где меч проворачивается в руке и по рукояти наносится удар. Этот тип тибури можно увидеть в таких почтенных школах как Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю (Tenshin Shoden Katori Shinto-ryu), Касима Синто-рю (Kashima Shinto-ryu) и некоторых линиях Такэноути-рю (Takenouchi-ryu). Другие школы, не ведущие происхождение от Хаясидзаки, такие как Сэйго-рю/Синкагэ-рю (Seigo-ryu/Shinkage-ryu), Хоки-рю (Hoki-ryu), Сосуиси-рю (Sosuishi-ryu), Тацуми-рю (Tatsumi-ryu) могут полностью исключать тибури, выполняя вместо этого тинугуи (chinugui) или, для внешнего наблюдателя, такого как я, вовсе ничего не выполняя. Конечно же стоит принимать во внимание, что наблюдение со стороны это только наблюдение со стороны. Например, из обсуждения с опытным практиком Хоки-рю (Hoki-ryu) стало ясно, что в то время как со стороны кажется, что в этой школе нет вообще техники очищающей кровь, на самом деле движение тинугуи сокрыто в самом движении заведения меча в ножны. Несмотря на многочисленные отличия между рюха, как бы то ни было, я все еще встречаю школы, в которых дзансин не показан в четком и ясном виде – в движении ли очищения меча или в движении его заведения.

 

Также необходимо заметить, что в цитате, приведенной выше, Накаяма Хакудо использует слово «тибури» при описании методов очищения, тинугуи и даже для отбрасывания сая в Такаяма-рю (хотя это и редкость). Это показывает, что возможно в прошлом термин «тибури» использовался как общий для широкого круга техник, включая различные виды очищения меча, ритуального очищение или других техник, выражающих дзансин перед заведением меча в ножны. Если это так, то это может внести свой вклад в повсеместно распространившийся миф о тибури.

 

Возвращаясь к рюха, с которым я имею более близкое знакомство, я хотел бы исследовать тибури в Мусо Дзикидэн Эйсин-рю (Muso Jikiden Eishin-ryu) и Мусо Синдэн-рю (Muso Shinden-ryu). В этих очень близко связанных школах, тибури принимает две основные формы (с некоторыми вариациями). Первая форма, с которой встречаются изучающие это характерное тибури Омори-рю. Его обычно называют о-тибури (o-chiburi 大血振), имея в виду «большое тибури». Выполняется вынесением рукояти меча вправо вверх и вращением кончика по дуге, как если бы мы делали рез вниз по линии миги кэса (migi kesa). В зависимости от учителя, точная траектория лезвия и точка, где оканчивается эта дуга, отличаются, но в базе своей это одно и то же движение. Другая форма тибури обычно называется ёко-тибури (yoko-chiburi 横血振) или ко-тибури (kochiburi 小血振), выполняется движением меча вправо с клинком параллельным полу лезвием вправо. Это движение обычно выполняется резко, хотя это тоже зависит от учителя и линии. Несмотря на резкость движения, тем не менее, очевидно, что ёко-тибури не подходит для удаления крови. О-тибури, согласно цитатам выше, так же непрактично, но требуется меньше усилий, чтобы представить себе как это работает в некоем пределе при некоторых условиях. С другой стороны, ёко-тибури совершенно ясно не даст такой возможности.

 

Так почему же это движение называется тибури? Действительно большое движение Омори-рю называлось тибури в течение достаточно долгого времени. Сверка с разделом Омори-рю дэнсё периода Эдо в обоих линиях Эйсин-рю – Симомура-ха (Shimomura-ha) и Танимура-ха (Tanimura-ha) подтверждает это. Однако, когда мы переходим к Хасэгава Эйсин-рю (Hasegawa Eishin-ryu) Тюдэн (Chuden) и Окуиай (Okuiai) это слово внезапно исчезает из дэнсё. В описаниях и Омори-рю (где это появляется дважды), и Хасэгава Эйсин-рю (где это появляется в каждой ваза) обычно ёко-тибури называется «раскрытие» (開き) или «раскрытие вправо» (右に開き). И ни одного упоминания этого движения как тибури. Идея, что это движение служит стряхиванию крови с клинка, могла родиться позже, возможно как сплав двух идей. Масаока Кацутанэ (Masaoka Katsutane,) 18-й Конгэн-но-Маки (Kongen no Maki) – Мэнкё Кайдэн (Menkyo Kaiden) Мусо Дзикидэн Эйсин-рю писал об этом в своей книге «Muso Jikiden Eishin ryu Iaiheiho Chi no Maki»:

«В Омори-рю перед ното тибури выполняется в форме большого взмаха мечем над головой . В Эйсин-рю же перед ното вы выполняете «раскрытие вправо» как в Омори-рю ваза Яэгаки Yaegaki).

Это «раскрытие вправо» сегодня стали называть «малое тибури». В один из дней после войны,когда  я учил иай детей в Коти (Kochi), один из детей спросил со свойственной их возрасту прямотой: «Сэнсей, так действительно можно стряхнуть кровь с клинка?» Я решил, что это серьезный вопрос, сел за перечитывание всех дэнсё, которые у меня были, и обнаружил, что нигде, ни в одном дэнсё это движение не отмечено как тибури. Вместо этого оно называлось «открытие вправо». Таким образом, я пришел к заключению, что тибури в Омори-рю это сочетание стряхивания крови с лезвия, выражение дзансина и подготовка к ното, а начиная с Эйсин-рю и далее это движение только для дзансина и подготовки к ното».


Дальнейшее более глубокое исследование сохранившихся дэнсё Тоса Эйсин-рю (Tosa Eishin ryu) выявило явный недостаток упоминаний о тибури, в то время как часть документов высокого уровня содержала описание специальных методов быстрого очищения меча когда его необходимо быстро вернуть в ножны. Стоит отметить, что это вариант тинугуи. Это несколько контрастирует с обычной формой ката, когда возвращение меча в ножны предваряется тибури или «раскрытием вправо». Тинугуи, как отмечено выше, представляется намного более практичным способом очищения меча, и, похоже, что практикующие Эйсин-рю периода Эдо и не имели иллюзий по поводу обратного. Представляется вполне правдоподобным, что тинугуи в Эйсин рю применялось для очищения клинка в реальной ситуации и просто опускалось в большинстве ката. Значительные культурные изменения, сдвинувшие восприятия человека далеко от ношения меча в ежедневной жизни, а также последующие изменения в структуре школы и методах преподавания в Мусо Дзикидэн Эйсин-рю и Мусо Синдэн-рю легко могли повлечь за собой потерю практического знания для большинства практикующих.

 

Рассматривая эти свидетельства, мы можем сделать заключение, что термин тибури, используемый сегодня, изначально не был предназначен для обозначения практического метода очищения. Как и Сэнсеи, которых я процитировал выше, похоже согласны в том, что вероятно форма тибури появилась в большинстве иай-ваза для целей работы с дзансин. Эту также поддерживается имеющимися историческими свидетельствами. В некоторых случаях возможно тибури также является видом церемониального очищения или его выполнение замещает тинугуи в контексте формального выполнения ваза. Конечно же, это не удивительный вывод – я уверен, что многие люди уже осознали это. Тем не менее, я надеюсь, что предоставляя больше данных способных обеспечить исторический контекст, мы можем стать немного ближе к пониманию истинного намерения за теми действиями, которые мы изучаем.  

 

 

Источники, использованные при написании статьи:
『古流居合の本道』 岩田憲一著 スキージャーナル株式会社発行 2002年
『居合道真諦』 河野百錬著 1962年
『中山博道剣道口述集』 中山博道著 堂本昭彦編 スキージャーナル株式会社発行 2007年
『無雙直傳英信流居合兵法地之巻』 政岡壹實著 無双直伝英信流居合兵法大江派湖刀会本部発行 1974年